Со скрипкой неразлучна
«Детский уголок» – это название повторяет заголовок цикла Клода Дебюсси, созданного в 1908 году и посвященного маленькой дочке композитора Эмме, которую он ласково звал Шушу. В названиях пьес – «Доктор Gradus ad Parnassum, «Снег танцует», «Кукольный кэк-уок», заключен ключ к пониманию этой музыки: поэтика плюс юмор. Это взгляд автора на ребенка и его мир, шутливая ирония, ласковая улыбка, которыми окрашено было его собственное отношение к дочери и ее детским выдумкам.
Дебюсси сам сделал забавные рисунки для оформления первого издания цикла. Музыковеды давно отметили связь «Детского уголка» Дебюсси с сочинениями русских композиторов, его старших современников, и прежде всего Мусоргского. Достаточно вспомнить такие части из «Картинок с выставки» как «Лимож. Рынок», «Балет невылупившихся птенцов», «Тюильрийский сад».
Но в особенности интересно сравнить детский мир Дебюсси с вокальным циклом «Детская» Мусоргского. Последний пристально всматривается в ребенка, пытаясь передать эмоции и чувства, переполняющие маленького человека. Источником этих чувств становятся то огромный страшный жук, то мечта о чудном острове или история спасения снегиря. Все это было важно для Мусоргского, как важен и незабываем каждый день детства.


@темы: в копилку, Debussi