Со скрипкой неразлучна
Искала я сумку для нот себе на лето,что бы удобно было шататься по улице.Ибо летом играть приходится чаще там.
Но что я нашла!Чудесную статью о скрипке и альте.А посему делюсь с вами,думаю будет интересно прочитать!
Скрипка
Ярчайшим примером искусства изготовления музыкальных инструментов является скрипка - самый совершенный инструмент среди всех струнных. Скрипку называют королевой оркестра. Она достигла совершенства в 1700-х годах в мастерских таких великих итальянских мастеров, как А.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. С тех пор никому не удалось превзойти этих мастеров, несмотря на всевозможные исследования, проводимые над деревом, клеем и лаком, которые используются при их изготовлении. За последние триста лет никто не смог сотворить скрипку лучше.
Строение скрипки
Скри́пка имеет 4 струны. Строй квинтовый (g, d1,a1,e2)
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука.
Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.
Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз – звук глуше, вверх - более пронзителен)
Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова "душа"). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.
Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны. От полуприжима струны получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвёртый — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них.
Весьма распространен прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.
Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato). Для ослабления звука пользуются сурдиной — металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей.
Звучание скрипки часто сравнивают с прекрасным пением. Инструмент действительно поёт, когда музыкант водит по струнам смычком, но красота голоса скрипки зависит не только от умения владеть смычком. На качество звука скрипки влияет абсолютно всё - размер и форма корпуса, сочетание пород дерева, из которого сделаны различные детали, качество клея, состав лака, которым покрывается инструмент.
Считается, что у хорошей скрипки есть душа и «оживить» её может только настоящий мастер. Выдающаяся роль в развитии виртуозной игры на скрипке принадлежит великому Н.Паганини. О мастерстве знаменитого итальянца ходили легенды, а некоторые из его современников считали, что так играть может только человек, продавший душу нечистой силе.
Альт
Альт (итал. Viola) имеет 4 струны. Строй квинтовый (c, g, d1,a1), то есть на квинту ниже скрипичного. Прямой потомок виолы.
Внешне альт выглядит практически так же, как скрипка, только немного крупнее и массивнее. Но звучание его абсолютно не похоже на скрипку: оно значительно глуше, как бы «внутрь себя», слабее резонирует, даже «гнусавит» (пример звучания альта). Слегка гнусавый тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю. Если сконструировать альт большего размера, то его невозможно будет держать на плече, как скрипку или между ног, как виолончель.
Обычно альт играет средний голос в оркестре (в симфоническом оркестре обычно 8-10 альтистов), является обязательным участником смычкового квартета, иногда является солирующим инструментом.
Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы.
Альт далеко не сразу получил подобающую ему роль среди инструментов оркестра. После расцвета полифонической школы Баха и Генделя, когда альт был равноправным членом струнной группы, ему начали поручать подчиненный гармонический голос. Альтистами в те времена становились обычно неудавшиеся скрипачи. В произведениях Глюка, Гайдна и отчасти Моцарта альт используется только как средний или нижний голос оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и композиторов-романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента. Своим признанием альт во многом обязан выдающимся скрипачам прошлого столетия, особенно Паганини, который играл на альте в квартете и выступал в сольном концерте. Позднее Берлиоз вводит в свою симфонию "Гарольд в Италии" партию солирующего альта, поручив ему характеристику Гарольда. После этого отношение композиторов и исполнителей к альту начало меняться. Вагнер в "Тангейзере", в сцене, которая называется "Грот Венеры", пишет для альта невероятно трудную по тому времени партию. Еще более виртуозно трактует солирующий альт Р. Штраус в симфонической картине "Дон-Кихот".
Альтам часто поручают мелодический голос вместе с виолончелями, скрипками или же вполне самостоятельно, как, например, во втором действии "Золотого Петушка" Римского-Корсакого во время танца Шемаханской царицы.
Виолончель
Этот инструмент появился также в конце XV — начале XVI веков. Его предшественницей была виола да гамба, популярная в Италии и в XVIII веке в Англии. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари.
Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца 18 века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке.
Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского.
Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло - как, например, в "Дон-Кихоте" Р.Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке. У виолончели низкий, глубокий, «бархатный» звук, удивительно напоминающий красивый, «грудной» тембр человеческого голоса. Тон звучания виолончели наиболее лирический из всех струнных инструментов. Роль виолончели в связывании всех музыкальных линий почти также важна, как и роль первой скрипки в проведении основной мелодической линии.
Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишутся в скрипичном ключе. Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта: ля, ре, соль, до (большой октавы). Виолончель - инструмент ножной. В наши дни виолончель - один из самых любимых сольных инструментов. Наряду со скрипкой и альтом она участвует в камерных ансамблях.
Контрабас
Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке. В 17-18 веках в разных странах использовались разные контрабасы: в Англии и во Франции - трёхструнный с квинтовой настройкой, в Испании и Италии - трёхструнный с квартовой настройкой, в Германии и Австрии - четырёхструнный с квартовый настройкой. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и "дотянуться" до нижней части
грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки.
Контрабас - настоящий великан по сравнению со скрипкой. Его высота примерно два метра, поэтому исполнитель во время игры должен стоять или сидеть на специальном высоком стуле. Используется, в основном, как оркестровый инструмент, нотируется в басовом ключе. Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом: соль, ре, ля, ми (большой октавы). Контрабас - инструмент транспонирующий - звучит октавой ниже написанного. В виртуозном отношении контрабас достаточно подвижен: часто на нём исполняют довольно быстрые пассажи. Роль контрабаса в оркестре огромна: он создаёт как бы фундамент звучания струнной группы. Контрабас постепенно становится сольным инструментом, хотя контрабасисты - виртуозы всё ещё редкое явление. Нужно назвать имя Сергея Кусевицкого - выдающегося виртуоза
Ссылка на ресурс,там еще много интересного)
bgmuz.brest.by/instrumentoved/
Но что я нашла!Чудесную статью о скрипке и альте.А посему делюсь с вами,думаю будет интересно прочитать!
Скрипка

Ярчайшим примером искусства изготовления музыкальных инструментов является скрипка - самый совершенный инструмент среди всех струнных. Скрипку называют королевой оркестра. Она достигла совершенства в 1700-х годах в мастерских таких великих итальянских мастеров, как А.Амати, А.Гварнери, А.Страдивари. С тех пор никому не удалось превзойти этих мастеров, несмотря на всевозможные исследования, проводимые над деревом, клеем и лаком, которые используются при их изготовлении. За последние триста лет никто не смог сотворить скрипку лучше.
Строение скрипки
Скри́пка имеет 4 струны. Строй квинтовый (g, d1,a1,e2)
Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.
Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Геометрия сводов определяет силу и тембр звука.
Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки — высота обечаек.
Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).
Подставка тоже влияет на тембр инструмента. Экспериментально установлено, что даже небольшой сдвиг подставки приводит к значительному изменению тембра (при сдвиге вниз – звук глуше, вверх - более пронзителен)
Также, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.
Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый штифт из резонансной ели — душка (от слова "душа"). Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.
Гриф скрипки — длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.
Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.
От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются нулём.
Партия скрипки пишется в скрипичном ключе. Диапазон скрипки — от соль малой октавы до до четвёртой октавы. Более высокие звуки трудны. От полуприжима струны получаются флажолеты. Некоторые флажолетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.
Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, четвёртый — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — от шестой до двенадцатой.
Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них.
Весьма распространен прием тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.
Прием коль леньо (col legno), означающий удар древком смычка по струне, вызывает стучащий, мертвенный звук.
Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato). Для ослабления звука пользуются сурдиной — металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи — те, которые составлены из гамм или их частей.
Звучание скрипки часто сравнивают с прекрасным пением. Инструмент действительно поёт, когда музыкант водит по струнам смычком, но красота голоса скрипки зависит не только от умения владеть смычком. На качество звука скрипки влияет абсолютно всё - размер и форма корпуса, сочетание пород дерева, из которого сделаны различные детали, качество клея, состав лака, которым покрывается инструмент.
Считается, что у хорошей скрипки есть душа и «оживить» её может только настоящий мастер. Выдающаяся роль в развитии виртуозной игры на скрипке принадлежит великому Н.Паганини. О мастерстве знаменитого итальянца ходили легенды, а некоторые из его современников считали, что так играть может только человек, продавший душу нечистой силе.
Альт

Альт (итал. Viola) имеет 4 струны. Строй квинтовый (c, g, d1,a1), то есть на квинту ниже скрипичного. Прямой потомок виолы.
Внешне альт выглядит практически так же, как скрипка, только немного крупнее и массивнее. Но звучание его абсолютно не похоже на скрипку: оно значительно глуше, как бы «внутрь себя», слабее резонирует, даже «гнусавит» (пример звучания альта). Слегка гнусавый тембр альта — следствие того, что размеры его корпуса («резонаторного ящика») не соответствуют его строю. Если сконструировать альт большего размера, то его невозможно будет держать на плече, как скрипку или между ног, как виолончель.
Обычно альт играет средний голос в оркестре (в симфоническом оркестре обычно 8-10 альтистов), является обязательным участником смычкового квартета, иногда является солирующим инструментом.
Считается, что тембр альта уступает скрипке в блеске и яркости. Тем не менее, этот инструмент имеет и свои неповторимые достоинства: он незаменим в музыке элегического, мечтательно-романтического характера. В виртуозном отношении альт почти так же совершенен, как и скрипка, однако большие размеры альта требуют от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы.
Альт далеко не сразу получил подобающую ему роль среди инструментов оркестра. После расцвета полифонической школы Баха и Генделя, когда альт был равноправным членом струнной группы, ему начали поручать подчиненный гармонический голос. Альтистами в те времена становились обычно неудавшиеся скрипачи. В произведениях Глюка, Гайдна и отчасти Моцарта альт используется только как средний или нижний голос оркестра. Лишь в творчестве Бетховена и композиторов-романтиков альт приобретает значение мелодического инструмента. Своим признанием альт во многом обязан выдающимся скрипачам прошлого столетия, особенно Паганини, который играл на альте в квартете и выступал в сольном концерте. Позднее Берлиоз вводит в свою симфонию "Гарольд в Италии" партию солирующего альта, поручив ему характеристику Гарольда. После этого отношение композиторов и исполнителей к альту начало меняться. Вагнер в "Тангейзере", в сцене, которая называется "Грот Венеры", пишет для альта невероятно трудную по тому времени партию. Еще более виртуозно трактует солирующий альт Р. Штраус в симфонической картине "Дон-Кихот".
Альтам часто поручают мелодический голос вместе с виолончелями, скрипками или же вполне самостоятельно, как, например, во втором действии "Золотого Петушка" Римского-Корсакого во время танца Шемаханской царицы.
Виолончель

Этот инструмент появился также в конце XV — начале XVI веков. Его предшественницей была виола да гамба, популярная в Италии и в XVIII веке в Англии. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало, а позже - Амати и Страдивари.
Как и альт, виолончель долгое время считали в оркестре второстепенным инструментом. Вплоть до конца 18 века композиторы использовали его в основном как басовый голос, а в самом начале позапрошлого столетия в связи с этим партию виолончели и контрабаса писали в партитуре на одной строчке.
Бетховен первым "открыл" красоту тембра виолончели. Вслед за ним композиторы превратили ее звук в поющий голос оркестра - вспомним вторую часть 6 симфонии Чайковского.
Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели поручается соло - как, например, в "Дон-Кихоте" Р.Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке. У виолончели низкий, глубокий, «бархатный» звук, удивительно напоминающий красивый, «грудной» тембр человеческого голоса. Тон звучания виолончели наиболее лирический из всех струнных инструментов. Роль виолончели в связывании всех музыкальных линий почти также важна, как и роль первой скрипки в проведении основной мелодической линии.
Виолончель нотируется, главным образом, в басовом и теноровом ключах, и лишь особенно высокие ноты пишутся в скрипичном ключе. Четыре струны виолончели строятся по квинтам на октаву ниже альта: ля, ре, соль, до (большой октавы). Виолончель - инструмент ножной. В наши дни виолончель - один из самых любимых сольных инструментов. Наряду со скрипкой и альтом она участвует в камерных ансамблях.
Контрабас

Скорее всего, контрабас, потомок старинной виолы, появился в оркестре в 17 веке. В 17-18 веках в разных странах использовались разные контрабасы: в Англии и во Франции - трёхструнный с квинтовой настройкой, в Испании и Италии - трёхструнный с квартовой настройкой, в Германии и Австрии - четырёхструнный с квартовый настройкой. Форма контрабаса до наших дней сохранила черты старинной виолы: заостренный кверху корпус, покатые бока - благодаря этому исполнитель может перегнуться через верхнюю часть корпуса и "дотянуться" до нижней части
грифа, чтобы извлечь самые высокие звуки.
Контрабас - настоящий великан по сравнению со скрипкой. Его высота примерно два метра, поэтому исполнитель во время игры должен стоять или сидеть на специальном высоком стуле. Используется, в основном, как оркестровый инструмент, нотируется в басовом ключе. Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом: соль, ре, ля, ми (большой октавы). Контрабас - инструмент транспонирующий - звучит октавой ниже написанного. В виртуозном отношении контрабас достаточно подвижен: часто на нём исполняют довольно быстрые пассажи. Роль контрабаса в оркестре огромна: он создаёт как бы фундамент звучания струнной группы. Контрабас постепенно становится сольным инструментом, хотя контрабасисты - виртуозы всё ещё редкое явление. Нужно назвать имя Сергея Кусевицкого - выдающегося виртуоза
Ссылка на ресурс,там еще много интересного)
bgmuz.brest.by/instrumentoved/
@темы: инструментоведение
конечно можно)