Со скрипкой неразлучна
230 лет назад, 2 января 1782 года в Лондоне умер младший сын Великого Баха - Иоганн Кристиан Бах ("миланский Бах", или "лондонский Бах", как его называли).
Судя по портрету, написанному Томасом Гейнсборо, Иоганн Кристиан был красив и обаятелен; он пользовался успехом у дам и слыл гедонистом. Сравнивая себя с Карлом Филиппом Эмануэлем, он говорил: «Мой брат живет, чтобы сочинять музыку, а я сочиняю, чтобы жить». Однако он был слишком артистичен, чтобы сделаться дельцом от искусства.В 1764 году Бах с искренней симпатией отнесся к приехавшему в Лондон восьмилетнему Вольфгангу Амадею Моцарту. Они часто общались и вместе музицировали (впоследствии им суждено было еще раз встретиться в 1778 году в Париже). Влияние старшего мастера на младшего трудно переоценить, оно было чрезвычайно длительным и разносторонним. Именно под впечатлением от симфоний Баха восьмилетний мальчик дерзко принялся сочинять в том же жанре; позже Моцарт внимательно изучал оперы Баха (в частности, «Луция Суллу», поскольку сам обратился к этому сюжету), сонаты, камерную музыку.«Лондонскому» Баху принадлежит множество симфоний (некоторые из них с концертирующими инструментами), концерты для клавира и других инструментов (гобоя, скрипки, фагота) в сопровождении струнных или оркестра, огромное количество камерных ансамблей — и, конечно же, ряд сольных клавирных сонат, написанных либо для августейших учеников, либо для собственного удовольствия.
Неудивительно, что юный Моцарт был просто очарован искусством Иоганна Кристиана. В 1772 году он сделал обработки трех клавирных сонат Баха (ор.5 №№ 2, 3, 4) – они стали концертами для клавира и струнных ( KV 107 №№ 1,2,3). В некоторых моцартовских произведениях цитируются темы Иоганна Кристиана — например, в медленной части клавирного Концерта A- dur KV 414 (сочинен в 1782 г.). Считается, что именно эта цитата могла появиться как дань памяти недавно умершему Баху. То, что мы ныне слышим в музыке Иоганна Кристиана как «моцартовское», было для самого Моцарта «баховским».Конечно, при несомненном стилистическом сходстве различие масштаба дарований этих композиторов очевидно. Бах, создав пленительную мелодию, иногда просто наслаждается ею, а Моцарт – интенсивно развивает. Там, где Иоганн Кристиан довольствуется одним прекрасным образом, Моцарт создает целую галерею запоминающихся персонажей. Сложность мысли, влекущая за собой композиционные и исполнительские трудности, для музыки Иоганна Кристиана Баха не характерна. Эту музыку никак нельзя назвать «легкой», но для того, чтобы получать от нее удовольствие, не нужно быть ни философом, ни виртуозом.
Узнав о смерти Иоганна Кристиана, Моцарт написал отцу: «Какая утрата для музыкального мира!». Ему-то было ведомо, что красота имеет право быть легкомысленной, а глубина — прозрачной.
Судя по портрету, написанному Томасом Гейнсборо, Иоганн Кристиан был красив и обаятелен; он пользовался успехом у дам и слыл гедонистом. Сравнивая себя с Карлом Филиппом Эмануэлем, он говорил: «Мой брат живет, чтобы сочинять музыку, а я сочиняю, чтобы жить». Однако он был слишком артистичен, чтобы сделаться дельцом от искусства.В 1764 году Бах с искренней симпатией отнесся к приехавшему в Лондон восьмилетнему Вольфгангу Амадею Моцарту. Они часто общались и вместе музицировали (впоследствии им суждено было еще раз встретиться в 1778 году в Париже). Влияние старшего мастера на младшего трудно переоценить, оно было чрезвычайно длительным и разносторонним. Именно под впечатлением от симфоний Баха восьмилетний мальчик дерзко принялся сочинять в том же жанре; позже Моцарт внимательно изучал оперы Баха (в частности, «Луция Суллу», поскольку сам обратился к этому сюжету), сонаты, камерную музыку.«Лондонскому» Баху принадлежит множество симфоний (некоторые из них с концертирующими инструментами), концерты для клавира и других инструментов (гобоя, скрипки, фагота) в сопровождении струнных или оркестра, огромное количество камерных ансамблей — и, конечно же, ряд сольных клавирных сонат, написанных либо для августейших учеников, либо для собственного удовольствия.
Неудивительно, что юный Моцарт был просто очарован искусством Иоганна Кристиана. В 1772 году он сделал обработки трех клавирных сонат Баха (ор.5 №№ 2, 3, 4) – они стали концертами для клавира и струнных ( KV 107 №№ 1,2,3). В некоторых моцартовских произведениях цитируются темы Иоганна Кристиана — например, в медленной части клавирного Концерта A- dur KV 414 (сочинен в 1782 г.). Считается, что именно эта цитата могла появиться как дань памяти недавно умершему Баху. То, что мы ныне слышим в музыке Иоганна Кристиана как «моцартовское», было для самого Моцарта «баховским».Конечно, при несомненном стилистическом сходстве различие масштаба дарований этих композиторов очевидно. Бах, создав пленительную мелодию, иногда просто наслаждается ею, а Моцарт – интенсивно развивает. Там, где Иоганн Кристиан довольствуется одним прекрасным образом, Моцарт создает целую галерею запоминающихся персонажей. Сложность мысли, влекущая за собой композиционные и исполнительские трудности, для музыки Иоганна Кристиана Баха не характерна. Эту музыку никак нельзя назвать «легкой», но для того, чтобы получать от нее удовольствие, не нужно быть ни философом, ни виртуозом.
Узнав о смерти Иоганна Кристиана, Моцарт написал отцу: «Какая утрата для музыкального мира!». Ему-то было ведомо, что красота имеет право быть легкомысленной, а глубина — прозрачной.